№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Памятка родителям по профилактике суицида |
https://sh5-satpaev.edugov.kz/ru/pedagog-psikholog#sigFreeIdf62f63fa01
https://sh5-satpaev.edugov.kz/ru/pedagog-psikholog#sigFreeId32bfc9ef85
https://sh5-satpaev.edugov.kz/ru/pedagog-psikholog#sigFreeId479c312de3
№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Буллинг | PPTX |
https://sh5-satpaev.edugov.kz/ru/pedagog-psikholog#sigFreeIdc64ed740d1
https://sh5-satpaev.edugov.kz/ru/pedagog-psikholog#sigFreeIdf240188d9a
Нормативно-правовая документация педагога-психолога
- КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);
- ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);
- ЗАКОН РК О правах ребенка в РК от 8 августа 2002 года N 345;
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338
Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16
Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
- Стратегический план развития РК до 2020 года;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;
- Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77
Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.
Нормативно-правовая документация педагога-психолога
- КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);
- ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);
- ЗАКОН РК О правах ребенка в РК от 8 августа 2002 года N 345;
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338
Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16
Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
- Стратегический план развития РК до 2020 года;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;
- Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77
Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.
Нормативно-правовая документация педагога-психолога
- КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);
- ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);
- ЗАКОН РК О правах ребенка в РК от 8 августа 2002 года N 345;
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338
Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16
Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
- Стратегический план развития РК до 2020 года;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;
- Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77
Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213
Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности кабинета психологической службы.
Отбор диагностического инструментария.
Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов:
- Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, например, психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и другое.
- В кабинете педагога-психолога должны быть методики для разных возрастных групп, разработанные в научной психологии и апробированные на практике. При использовании методик в раннем возрасте они требуют особой модификации. Любая проведенная методика требует психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей.
- Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.
- Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:
- Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формированию у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.
- Важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей.
- Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактика и психопросвещение.
Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.
- Проводят работу по адаптации детей; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
- Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
- Участвует в педагогических консилиумах с целью предоставления результатов о индивидуальных особенностях личности и рекомендаций по выбору стратегии и тактики работы с обратившимся.
- Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении.
- Способствуют улучшению форм общения между участниками учебно-воспитательного процесса.
- Консультируют работников учебного заведения, родителей и учащихся по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
- Способствуют развитию профессиональной деятельности педагогов.
- Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
- Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтением лекций и др.
Психодиагностическая работа.
Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка па протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей на соответствие возрастным нормам. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
- Проводят психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам (мониторинг).
- Проводят углубленное психологическое обследование особенностей детей по официальным обращениям.
- При проведении диагностического обследования учитывать нарушения, имеющие дефектологическую природу медицинского и социального характера.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Индивидуальная работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей осуществляется на основе результатов педагогического консилиума.
Программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят конкретный характер.
В ходе психокоррекционной работы:
- Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Психолог разрабатывает и осуществляет индивидуальные программы коррекции (маршруты развития), направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка на основе решения педагогического консилиума.
- Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями и другими участниками учебно-воспитательного процесса. К отдельным формам работы могут быть привлечены представители общественности на договорной основе.
- Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в русле образовательного процесса;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется непосредственно педагогом-психологом только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, педагог-психолог осуществляет функции социально-диспетчерского направления и может быть привлечен специалистами, в соответствующих областях в качестве эксперта либо консультанта.
Консультативная работа.
В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
- Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества.
- Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
- Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.).
- В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания и обучения в конкретном детском учреждении и по вопросам управления организацией.
Номенклатура дел педагога-психолога
Психологическая служба |
||||
1 |
Нормативно-правовые документы |
ДМН п.1/2 |
|
|
2 |
Организационно-методические документы |
ДЗН п.650/2 |
|
|
3 |
Перспективный план работы на год |
5 лет п.272 |
|
|
4 |
Отчет о проделанной работе (за год) |
5 лет п.467 |
|
|
5 |
Психодиагностические методики (с перечнем) |
ДЗН п.650/2 |
|
|
6 |
Документы по психодиагностике и психолого-педагогические карты учащихся (индивидуальные) |
ДМН п.520/2 |
|
|
7 |
Документы по психопросвещению |
ДЗН п.649/2 |
|
|
8 |
Документы по психопрофилактике |
ДЗН п.649/2 |
|
|
9 |
Журнал учета консультаций |
5 лет п.198/7 |
|
|
10 |
Документы по коррекционно-развивающей работе |
ДЗН п.649/2 |
|
|
11 |
Журнал учета видов работы (хронометраж) |
5лет п.276/2 |
|
|
12 |
Документы по индивидуальной работе |
ДЗН п.520/2 |
|
|
13 |
Документы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями |
ДМН п.520/2 |
|
|
14 |
Выписка из номенклатуры дел |
3 года п.185/2 |
|
|
Перечень диагностических методик мониторинга психологической службы
- Методическое пособие «Изучение школьной зрелости» (Павлова И.В.)
- Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.М.Маркова)
- Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова)
- Метод эмоционально-цветовой аналогии (под ред. Л.Тарабакиной)
- Методика «10 слов» (Лурия А.Р.)
- Методика «Закончи историю» модификация ( Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик)
- Методика «Исключение лишнего»
- Методика «Корректурная проба» (Б.Бурдон)
- Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)
- Методика «Психодиагностика суицидальных намерений» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич и В.П. Войцех)
- Методика «Уровень воспитанности учащихся» (Н.П.Капустин)
- Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
- Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Т.Н.Кожевникова, Т.В.Сундукова, Н.А.Стумбрис)
- Методика диагностики личностного роста (И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев)
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
- Методика исследования самоотношения, МИС (С.Р.Пантелеев)
- Тест коэффициента интеллекта - IQ (Г.Айзенк)
- Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В.Ковалёв)
- Дифференциально диагностический опросник (Е.А.Климов)
- Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия» Дж.Морено)
- Методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В.Лозовая)
- Опросник взаимоотношений в педагогическом коллективе (Клюева Н.В.)
- Удовлетворенность работой психологической службы
- Методика «Школьные ситуации»