Создано: 24 ноября 2020
723

Педагог-психолог

Название Скачать
1 Памятка родителям по профилактике суицида PDF




Название Скачать
1 Буллинг PPTX


 

Нормативно-правовая документация педагога-психолога

 

  1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);

  1. ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);

  1. ЗАКОН РК  О правах ребенка в РК  от 8 августа 2002 года N 345;
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338

Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16

     Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
  2. Стратегический план развития  РК до 2020 года;
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;

  1. Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77

Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.

 

Нормативно-правовая документация педагога-психолога

 

  1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);

  1. ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);

  1. ЗАКОН РК  О правах ребенка в РК  от 8 августа 2002 года N 345;
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338

Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16

     Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
  2. Стратегический план развития  РК до 2020 года;
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;

  1. Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77

Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.

 

Нормативно-правовая документация педагога-психолога

 

  1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);

  1. ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.);

  1. ЗАКОН РК  О правах ребенка в РК  от 8 августа 2002 года N 345;
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. N 77;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338

Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16

     Об утверждении Правил аттестации педагогических работников;

  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011г. № 528 Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
  2. Стратегический план развития  РК до 2020 года;
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга;

  1. Постановление Правительства РК от 30 января 2008 года N 77

Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2005 года N 213

Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

      Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности кабинета психологической службы.

 

Отбор диагностического инструментария.

     Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов:

  1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, например, психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и другое.
  2. В кабинете педагога-психолога должны быть методики для разных возрастных групп, разработанные в научной психологии и апробированные на практике. При использовании методик в раннем возрасте они требуют особой модификации. Любая проведенная методика требует психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей.
  3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.
  4. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

  1. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формированию у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.
  2. Важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей.
  3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

 

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:

 

Психопрофилактика и психопросвещение.

Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.

  1. Проводят работу по адаптации детей; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  2. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
  3. Участвует в педагогических консилиумах с целью предоставления результатов о индивидуальных особенностях личности и рекомендаций по выбору стратегии и тактики работы с обратившимся.
  4. Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении.
  5. Способствуют улучшению форм общения между участниками учебно-воспитательного процесса.
  6. Консультируют работников учебного заведения, родителей и учащихся по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
  7. Способствуют развитию профессиональной деятельности педагогов.
  8. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
  9. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтением лекций и др.

 

Психодиагностическая работа.

Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка па протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей на соответствие возрастным нормам. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

 

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Проводят психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам (мониторинг).
  2. Проводят углубленное психологическое обследование особенностей детей по официальным обращениям.
  3. При проведении диагностического обследования учитывать нарушения, имеющие дефектологическую природу медицинского и социального характера.

 

Развивающая и психокоррекционная работа.

Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Индивидуальная работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей осуществляется на основе результатов педагогического консилиума.

Программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят  конкретный характер.

 

В ходе психокоррекционной работы:

  1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  2. Психолог разрабатывает и осуществляет индивидуальные программы коррекции (маршруты развития), направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка на основе решения педагогического консилиума.
  3. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями и другими участниками учебно-воспитательного процесса. К отдельным формам работы могут быть привлечены представители общественности на договорной основе.
  4. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:
  • в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
  • в процессе специальной работы психолога с группами детей;
  • в русле воспитательных мероприятий;
  • в русле образовательного процесса;
  • в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется непосредственно педагогом-психологом только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, педагог-психолог осуществляет функции социально-диспетчерского направления и может быть привлечен специалистами, в соответствующих областях в качестве эксперта либо консультанта.

 

Консультативная работа.

В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества.
  2. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
  3. Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.).
  4. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания и обучения в конкретном детском учреждении и по вопросам управления организацией.

Номенклатура дел педагога-психолога

 

Психологическая служба

1

Нормативно-правовые документы

ДМН    п.1/2

 

 

2

Организационно-методические документы

ДЗН   п.650/2

 

 

3

Перспективный план работы на год

5 лет    п.272

 

 

4

Отчет о проделанной работе (за год)

5 лет    п.467

 

 

5

Психодиагностические методики (с перечнем)

ДЗН   п.650/2

 

 

6

Документы по психодиагностике и психолого-педагогические карты учащихся (индивидуальные)

ДМН   п.520/2

 

 

7

Документы по психопросвещению

ДЗН    п.649/2

 

 

8

Документы по психопрофилактике

ДЗН    п.649/2

 

 

9

Журнал учета консультаций

5 лет   п.198/7

 

 

10

Документы по коррекционно-развивающей работе

ДЗН    п.649/2

 

 

11

Журнал учета видов работы (хронометраж)

5лет   п.276/2

 

 

12

Документы по индивидуальной работе

ДЗН   п.520/2

 

 

13

Документы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями

ДМН   п.520/2

 

 

14

Выписка из номенклатуры дел

3 года   п.185/2

 

 

 

Перечень диагностических методик мониторинга психологической службы

  1. Методическое пособие «Изучение школьной зрелости» (Павлова И.В.)
  2. Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.М.Маркова)
  3. Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»
  4. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова)
  5. Метод эмоционально-цветовой аналогии (под ред. Л.Тарабакиной)
  6. Методика «10 слов» (Лурия А.Р.)
  7. Методика «Закончи историю» модификация ( Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик)
  8. Методика «Исключение лишнего»
  9. Методика «Корректурная проба» (Б.Бурдон)
  10. Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)
  11. Методика «Психодиагностика суицидальных намерений» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич и В.П. Войцех)
  12. Методика «Уровень воспитанности учащихся» (Н.П.Капустин)
  13. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
  14. Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Т.Н.Кожевникова, Т.В.Сундукова, Н.А.Стумбрис)
  15. Методика диагностики личностного роста (И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев)
  16. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  17. Методика исследования самоотношения, МИС (С.Р.Пантелеев)
  18. Тест коэффициента интеллекта - IQ (Г.Айзенк)
  19. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В.Ковалёв)
  20. Дифференциально диагностический опросник (Е.А.Климов)
  21. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия» Дж.Морено)
  22. Методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В.Лозовая)
  23. Опросник взаимоотношений в педагогическом коллективе (Клюева Н.В.)
  24. Удовлетворенность работой психологической службы
  25. Методика «Школьные ситуации»